Система контроля газов в закрытых автопарковках и гаражах - Газоанализаторы ПКФ ТОП-СЕНС

Система контроля газов в закрытых автопарковках и гаражах

При проектировании крытых автопарковок очень важно понимать, как велико значение хорошо продуманной противопожарной и вентиляционной систем, а также системы, отслеживающей загазованность замкнутого парковочного пространства. Ведь выхлопные газы работающих двигателей крайне опасны для здоровья и жизни человека.
Во время передвижения паркующиеся и выезжающие машины выделяют оксид углерода (CO). Это ядовитый газ, могущий стать опасным для жизни. Из рабочей зоны он удаляется с помощью системы вентиляции. На открытом воздухе этот газ становится менее опасным, преобразуясь в диоксид углерода.

В гаражах и крытых парковках скапливаются и другие газы, пагубно воздействующие на человека. Например: диоксид азота (NO2) — отходящий газ автомобилей, которые работают на дизельном топливе, метан (CH4) и сжиженный углеводородный газ — пропан (C3H8).

 

Контроль угарного газа (CO)

Основной газ в воздухе крытых парковок, который несет опасность для здоровья и жизни людей — это оксид углерода (иначе, окись углерода или монооксид углерода). Главная его опасность — это незаметность для обнаружения нашими рецеторами, так как этот газ не имеет ни цвета, ни вкуса. Так что, самостоятельно проконтролировать степень загазованности, полагаясь лишь на свои органы восприятия, мы не можем. Нужны специальные приборы, отслеживающие наличие этого газа в воздухе и, в случае превышения его уровня, сигнализирующие об опасности.

Предельно допустимая концентрация CO (ПДК) в воздухе рабочей зоны — 20 мг/м3. Серьезное отклонение от нормы может привести к плачевным результатам. Воздействие угарного газа на человека вызывает у него головокружение, тошноту, повышение артериального давления, удушье, тахикардию.

И поскольку, как мы говорили, газ бесцветен и не имеет запаха, контроль за ним нужно доверить специальным приборам — стационарным газоанализаторам, которые в автоматическом режиме непрерывно следят за степенью загазованности рабочей зоны.

Важно!СНиП 21-02-99 «Стоянка автомобилей» (п. 6.13) и ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» предписывают обязательную установку на автостоянках сигнализаторов для измерения и круглосуточного контроля концентрации оксида углерода (СО).

Есть еще один документ, в котором даны указания, как именно должны быть установлены приборы для отслеживания газов:

ВСН 64-86 «Методические указания по установке сигнализаторов и газоанализаторов контроля довзрывоопасных и предельно допустимых концентраций химических веществ в воздухе производственных помещений».

Ниже дается приблизительная схема расстановки газоанализаторов в помещении закрытой автопарковки или гаража:

Схема установки газоанализаторов на парковке
#image_title

Контролируемая площадь каждого из газоанализаторов — условный круг в 200 кв. м. Формула расчета его площади через радиус — на изображении ниже.

формула площади круга
#image_title

При установке датчиков на автостоянках, парковках и в гаражах следует учесть и другие требования. А именно:

  1. В рабочих зонах на автопарковках, где постоянно присутствует персонал, обязательно должен быть установлен хотя бы 1 датчик в зоне оператора, не ближе 2 м от места подачи приточного воздуха и открытых форточек.
  2. В помещениях гаражей и автостоянок, где обслуживание производится периодически, необходима установка минимум одного датчика, рядом с входом в помещение.

Стационарные газоанализаторы имеют очень важную функцию, делающую их неотъемлемой частью автоматической системы безопасности и контроля в рабочих помещениях автопарковок. При превышении порогового значения концентрации выхлопных газов, стационарный газоанализатор подает сигнал в систему вентиляции для проветривания. Для этого в нем предусмотрены «сухие» контакты реле. Датчик-сигнализатор встраивается в цепь питания вентиляционной системы и когда газоанализатор срабатывает, контакты реле замыкаются и включается вентиляция.

Система контроля газов в закрытых автопарковках и гаражах - Российский газоанализатор ТОП-СЕНС
#image_title

Контроль диоксида азота (NO2)

В начале статьи мы упоминали о том, что угарный газ — не единственный из вредных для человека газов, которые скапливаются в закрытых помещениях автопарковок.

Один из них — диоксид азота (NO2). Этот газ, пожалуй, даже более опасен, нежели CO. Его контроль необходим там, где обслуживаются автомобили с дизельным двигателем.

Диоксид азота  (NO2) — газ, имеющий красно-бурый цвет и отличающий его острый запах. Крайне токсичен. Большие концентрации этого газа воздействуют на легкие человека (могут привести к отеку легких), вызывают изменения в составе крови (уменьшают содержание в крови гемоглобина).

ПДК содержания диоксида азота  (NO2) в воздухе рабочей зоны — 2 мг/м3.

Важно!Требования к установке датчиков на диоксид азота практически те же, что и на угарный газ. Нормативный документ, согласно которому происходит установка датчиков сигнализаторов: ТУ-ГАЗ-86 «Требования к установке датчиков сигнализаторов и газоанализаторов».

Контроль метана (CH4) и пропана (C3H8)

Там, где обслуживаются автомобили, которые работают на метане и сжиженном газе, необходим жесткий контроль горючих веществ для предупреждения возможных утечек пропано-бутановой смеси газобаллонного оборудования.

Метан (CH4) и пропан (C3H8) — горючие взрывоопасные вещества, превышение концентраций которых вредят центральной нервной системе человека.

Нормативные документы, которыми руководствуются специалисты, проектирующие помещения для автомобилей, работающих на метане и сжиженном газе:

Важно!ТУ-ГАЗ-86 «Требования к установке датчиков сигнализаторов и газоанализаторов» и РД 3112199-1069-98 «Требования пожарной безопасности для  предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе».

  • Расстановка датчиков пропана производится из рассчета на 100 м2 площади помещения.
  • Их высота расположения — не более 1 м над уровнем пола.

Довзрывная концентрация  (ДВК) содержания  пропана (C3H8) в воздухе рабочей зоны контролируется 2-мя порогами сигнализации: первый ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ — 0,17 %об. (10 %НКПР) и второй АВАРИЙНЫЙ 0,34 %об. (20 %НКПР)

  • Датчики на метан (СН4) крепятся на расстоянии 10-20 см от потолка. Довзрывная концентрация  (ДВК) содержания  метана (СН4) в воздухе рабочей зоны контролируется 2-мя порогами сигнализации: первый ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ — 0,44 %об. (10 %НКПР) и второй АВАРИЙНЫЙ 0,88 %об. (20 %НКПР).
  • Датчики должны иметь класс взрывозащиты.

Производственные помещения с газобаллонными автомобилями и автомобилями работающими на метане рекомендуется оснащать взрывозащищенными термокаталитическими датчиками довзрывных концентраций из расчета 1 датчик на 100 кв.м, но не менее 1 датчика на помещение, датчики следует размещать на высоте до 0,1 м от уровня пола (по пропану) и на расстоянии 10-20 см от потолка (по метану), с использованием специального корпуса, защищающего датчики от повреждений при наезде автотранспорта и от воздействия воды.

При проектировании системы газоанализа в помещениях крытых автопарковковок или гаражей нужно учитывать рабочую температуру приборов и то, в каких температурных условиях они будут работать.

Прокрутить вверх